I. Пояснительная записка Данная программа «Бумагопластика» модифицированная, разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей, составлена в соответствии с современными требованиями к дополнительным общеобразовательным программам. Программа реализуется в рамках Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учреждения. При составлении Программы были учтены возрастные психологические особенности детей этого возраста и основные дидактические принципы: от простого к более сложному, от наблюдений к самостоятельной работе с элементарными схемами и работе по замыслу. Программа имеет техническую направленность. Освоение программы способствует развитию умений пользоваться инструкциями и чертежами, схемами. Формируется логическое, проектное мышление. Программа предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Программа курса внеурочной деятельности «Бумагопластика» относится к художественно – эстетической направленности. Актуальность Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов из бумаги, способствует интеллектуальному развитию, развивает моторику руки. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня бумагопластика наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном. Новизна Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка. Отличительная особенность В программе «Бумагопластика», при его скромной материально-технической основе и за кротчайшее время можно создавать объемные вещи, изделия, поделки, образные композиции. На каждом из этапов создания произведения творческий процесс не только не исчезает, но и усиливается. Работа, ведущаяся от эскиза, до готового изделия сопровождается постоянным поиском не просто образного языка, но и методов решения и представления той или иной задумки. Каждая новая работа несет в себе процесс поиска новых форм и его исполнения. Кроме того работы, выполненные в технике «Бумагопластика» несут в себе обилие межпредметных связей: рисунок, живопись, скульптура, декоративно прикладное искусство, геометрия, черчение. Программа «Бумагопластика» составлена с учетом основ теории педагогики, психологии, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом особенностей развития их объемно-пространственного мышления, а также личного педагогического опыта; на постепенном усложнении и закреплении полученных знаний в ходе выполнения последующих заданий. Педагогическая целесообразность Занятия бумагопластикой помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. Занятия охватывают материалы смежных дисциплин: математики, русский язык, окружающий мир, а также истории, литературы. Система занятий по курсу «Бумагопластика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; • формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения; • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации. Воспитывающий аспект • воспитание системы межличностных отношений. Цель Программы: развитие творческо-познавательной активности, художественного объёмно-пространственного мышления, на основе приобретенных знаний, умений и навыков, обучающихся посредствам бумагопластики. Задачи: Обучающие: - формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой; - отрабатывать практические навыки работы с инструментами; - осваивать навыки организации и планирования работы; Развивающие: - развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка; - развивать художественный и эстетический вкус; - развивать аналитическое мышление и самоанализ; - развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности; Воспитательные: - формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность; - воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; - создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися; - прививать культуру труда. Задачи курса: 1. Ознакомление с основными видами техники работы с бумагой и картоном. 2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности. 3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий. 4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных). 5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку. 6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. 7. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества). 8. Развитие индивидуальных способностей ребенка. 9. Развитие речи детей. Срок реализации программы «Бумагопластика»: Программа внеурочной деятельности «Бумагопластика» реализуется в рамках художественно-эстетического направления учебного плана внеурочной деятельности для 1 – 4х классов 134 часа. Режим занятий: 1-й класс (40 минут; 1 раз в неделю; 32 часов за год). 2-й класс (40 минут; 1 раз в неделю; 34 часа за год). 3-й класс (40 минут; 1 раз в неделю; 34 часа за год). 4-й класс (40 минут; 1 раз в неделю; 34 часа за год). Формы занятий: Беседа Практические занятия Познавательная игра Задание по образцу По технологическим картам (с использованием инструкции) Творческое моделирование (создание модели-рисунка) Выставки Проект Методическая основа занятий– деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Деятельность обучаючащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Описание ценностных ориентиров содержания курса Программа внеурочной деятельности «Бумагопластика» основывается на принципах доступности, системности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности. Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники на занятиях с бумагой закрепляют и углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий по этой программе с изучаемыми предметами поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию обучения. Принцип системности предусматривает изучение материала и построение всего курса от простого к сложному. С каждым годом изучения материал повторяется, но уже на новом, более высоком уровне. Благодаря многообразию видов техники работы с бумагой и картоном возможно постепенное усложнение изделий (начиная с показа по образцу за учителем, затем работа по схеме, выполнение по уже готовому образцу, к самостоятельному творческому выполнению работы). Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в конструировании, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, опытом. Диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия. Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края. Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего школьника в детско-взрослых коллективах, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности, развёртываемой в логике замысел – реализация – рефлексия. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. II. Формы контроля: 1. Проведение конкурсов работ, организация выставок лучших работ. 2. Представление собственных изделий. 3. Оценивание творческих работ происходит по следующим критериям: - оригинальность и привлекательность созданного изделия; - сложность исполнения; - дизайн изделия. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - готовая работа, журнал посещаемости, фото готовых работ. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - выставка, готовое изделие, демонстрация изделий, фото композиций. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Раздел I. Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Бумагопластика» Ожидаемый результат реализации программы: Личностными результаты освоения курса внеурочной деятельности является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; интерес к самостоятельному изготовлению изделий, умение применять полученные знания при проектировании и оформлении работ, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - пользоваться средствами выразительности языка бумагопластики, художественного конструирования; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами бумагопластики; - осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в таких техниках как: квиллинг, торцевание, оригами, аппликация, развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям. Обучающийся получит возможность научиться: - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; - формировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Обучающийся научится: - уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; - понимать образную сущность искусства; - выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; - создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. - создавать средствами разной техники выразительные образы природы, человека, животного. Обучающийся получит возможность научиться: - сравнивать предметы по заданному свойству; - устанавливать общие признаки; - находить закономерность в расположении предметов; - определять последовательность действий. Ожидаемые результаты К концу 1-ого года занятий по программе «Бумагопластика» дети будут знать: - названия инструментов, материалов и приспособлений; - названия техник работы с бумогой; - простейшие способы и работы с бумагой; - правила по технике безопасности труда; - правила поведения на занятиях. К концу 1-ого года занятий по программе «Бумагопластика» дети будут уметь: - организовывать свое рабочее место; - овладеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; - узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами; - следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; - пользоваться инструкционными картами и схемами; - работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности; - уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку; - уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях; - отстаивать свой способ решения задачи; - грамотно выражать свои мысли. К концу 2-ого года занятий по программе «Бумагопластика» дети будут знать: - новые виды техники работы с бумагой и картоном; - правила по технике безопасности труда; - правила поведения на занятиях; К концу 2-ого года занятий по программе «Бумагопластика» дети будут уметь: - четко работать с инструментами; - читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, торцевания; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе; - проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ; - узнают историю возникновения техники оригами, торцевания, - рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства. К концу 3-ого года занятий по программе «Бумагопластика» дети будут знать: - новые виды техники работы с бумагой и картоном; - правила по технике безопасности труда; - правила поведения на занятиях; К концу 3-его года занятий по программе «Бумагопластика» дети будут уметь: - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве; - работать с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. К концу 4-ого года занятий по программе «Бумагопластика» дети будут знать: - новые виды техники работы с бумагой и картоном; - алгоритмы соединения деталей модульных оригами; - правила по технике безопасности труда; - правила поведения на занятиях; К концу 4-ого года занятий по программе «Бумагопластика» дети будут уметь: - планировать свои действия, учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок; - формировать собственное мнение и позицию; - осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации. Раздел II. Содержание программы внеурочной деятельности «Бумагопластика» Программа «Бумагопластика» состоит из 4 блоков. 1. В информационно-мотивационный блок включены циклы «Введение» и «Материал – бумага». На этих занятиях необходимо чётко и доступно объяснить детям правила техники безопасности работы с инструментами, клеем, санитарно гигиенические требования. Мотивировать погружение в программу, познакомить детей с историей и происхождением бумаги, её свойствами, назначением и применением, с возникновением истории различных техник работы с бумагой. 2. Технологический блок состоит их циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приёмы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Бумагопластика», «Оригами», «Модульное оригами», «Торцевание», «Квиллинг». 3. Организационно-воспитательный блок представлен в программе циклом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план согласно календарному времени. 4. Цикл «Творческие работы» включён в проверочно-результативный блок. Планирование занятий предусматривает в завершении каждой темы итоговые задания, которые проводятся в виде коллективных проектов, выставок, викторин. № Название раздела 1 Информационный Введение блок 2 Материал - бумага 1кл. 2 2 кл. 1 3 кл. 1 4 кл. 1 1 2 - - Аппликация. 8 - - - Торцевание. - 4 2 3 5 Квиллинг - - - 4 6 Бумагопластика 8 11 8 - 7 Оригами (модульное 5 4 9 10 Творческие работы 4 4 8 7 Праздники и подготовка к ним 4 8 6 9 32 34 34 34 3 4 Технологический блок оригами) 8 9 Проверочнорезультативный блок Организационновоспитательный блок Всего: Содержание по темам 1 раздел: Введение Цель: воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, интерес к труду и предмету. Умение правильно работать с инструментами, соблюдать правила техники безопасности на занятиях. Инструменты и знание названий их (простой карандаш, линейка, ножницы, циркуль, спица), приспособления для обработки материалов, материалы (разные виды бумаги и картона) выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы. 2 раздел: Материал – бумага Цель: познакомить практическим путём с различными видами бумаги и картона и их свойствами, способами обработки, показать многофункциональность. История возникновения бумаги, её разнообразие и виды, физические и механические свойства бумаги, сходство и различие между различными видами картона и бумаги. 3 раздел: Аппликация Цель: развивать мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения. Способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей. Плоская аппликация, аппликация из геометрических фигур. 4 раздел : Торцевание Цель: научить основным приёмам работы в технике «торцевания и гофротрубочек», формировать у детей такие качества как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Приёмы работы с гофрированной бумагой, изготовление панно в технике «торцевания», гофротрубочки, инструменты, торцевание на пластилине, объёмное торцевание. 5 раздел: Квиллинг Цель: научить основным приёмам работы в технике «бумагокручения» составлять пространственные и сюжетные композиции; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий. Материалы, инструменты и приёмы работы в технике квиллинг. композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия декоративными деталями. 6раздел: Бумагопластика Цель: научить выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала, развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Способы и приемы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка); работа по шаблону, способы скрепления деталей; выбор сюжета, составление эскизов, изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ в рамку 7 раздел: Оригами (модульное оригами) Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригами из заготовок квадратной формы; развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, развивать их творческие способности, логическое мышление, художественный вкус. Азбука оригами, базовые формы оригами. Аппликации в технике оригами, изделия из заготовок квадратной формы, оригамные композиции, объёмное оригами. Цель: познакомить детей с базовыми формами модульного оригами, способами складывания модулей; развивать умения планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник». 8 раздел: Творческие работы Цель: научить детей работать в коллективе, развивать умение строить план работы, работать коллективно, творчески подходить к выполнению работы; формировать у учащихся эмоционально – художественную выразительность; воспитывать чувство такта, умение слушать, уважать мнение других, умение доводить начатое дело до конца, учить оформлять творческие работы, получить опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы в коллективе. Выбор темы работы. Приёмы оформления творческих работ, выставки работ. 9 раздел: Праздники и подготовка к ним Цель: развивать интерес к традициям и истории праздников; формировать и поддерживать активную позицию ребенка в момент подготовки и проведения праздника; формировать эстетические чувства, повысить самооценку ребёнка, учить грамотно и красиво строить свои мысли, высказывания, отвечать на вопросы; воспитывать навыки культуры поведения, доброжелательного отношения к окружающим. Традиции праздников, их историческое происхождение. Изготовление праздничных сувениров; оформление помещений к праздникам. Раздел III. Тематическое планирование программы по внеурочной деятельности «Бумагопластика» 1 класс № п/п 1-2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема занятия Всего часов Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Аппликация. Виды размётки. Правила работы с ножницами и клеем. Коллективная работа «Гирлянды из осенних листьев». Аппликация «Гриб». Аппликация «Светофор». Коллективная работа. Аппликация из ладошек «Солнышко». Бумагопластика простых фигур (витая спираль). Игрушка «Солнышко». Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Бумагопластика простых фигур (петли). Цветок «Ромашка». 2 1 1 1 1 1 1 1 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1819. 20. 2122. 23. 2425. 26. 27. 28. 2930. 31. 32. Изготовление сувениров к празднику. Открытка «Цветы для мамочки». Аппликация. Новогодние игрушки – подвески «Цветок», «Зайка», «Мишка». Бумагопластика. Новогодняя снежинка - веер Изготовление сувениров к празднику. Игрушка «Снеговик». Коллективная работа. Новогодние гирлянды «Снеговики». Аппликация «Собачка». Бумагопластика. Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание. Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки. Изготовление сувениров к празднику. Аппликация «Такие сердечные». Аппликация из мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту. Аппликация из геометрических фигур. Бумагопластика. Полуобъёмная аппликация «Парусник». Оригами. Знакомство с основными базовыми формами – заготовками «книжечка», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик». Оригами «Бабочка», «Рыбка». Изготовление сувениров к празднику. Тюльпаны из салфеток. Оригамная аппликация «Аквариум». 1 Оригамная аппликация «Аквариум». Коллективная работа. Сюжетная аппликация с элементами «Оригами». Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 32 ч. 2 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7-8. 9. 10. Тема занятия Всего часов Введение. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности (беседа, викторина, игра). Материал – бумага. Как родилась бумага (экскурсия в историю). Свойства бумаги (выполнение практической работы по наблюдению за физическими и механическими свойствами бумаги). Бумагопластика. Волшебные свойства бумаги. Бумагопластика. Гирлянды из плетёных листьев. Бумагопластика. Объёмная игрушка «Дружная семейка». Бумагопластика. Композиция «Цветок водяного бога». Торцевание. Инструменты и материалы. Приёмы работы в технике «Торцевания». Изготовление сувениров к праздникам. Поздравительные открытки «Моей маме» выполненные в технике торцевания. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 11. 1213. 1415. 1618. 1920. 21. 22. 2324. 25. 26. 27. 2829. 30. 3132. 3334. Бумагопластика. Объёмные снежинки. Коллективная работа «Новогодние снежинки» в технике оригами. Изготовление сувениров к праздникам. Новогодняя игрушка «Дед Мороз». 1 2 Торцевание. Композиция «Колобок». 3 Азбука оригами. Изготовление цветов на основе базовых форм.Аппликация «Кошечка». Бумагопластика. Динамическая игрушка «Весёлая каракатица». Изготовление сувениров к праздникам. Праздничная открытка 23 февраля. 2 Композиция «От всего сердца» в стиле оригами. 2 Оригами « Тюльпан». Бумагопластика. Аппликация «Кошечка». Бумагопластика. Зайчики – сердечки. 1 1 1 2 Бумагопластика. Розы из бумаги. Оригами. Закладки для книг. Композиция «Цветы из кругов». Коллективные работы. Композиция из луговых и декоративных цветов. Итого: 2 1 1 1 2 2 34 ч. 3 класс № п/п 1. 2-3. 4-5. 6-7. 8-9. 1011. 1214. 1516. 1718. Тема занятия Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. История о ножницах. Торцевание на пластилине «Цветущий кактус». Бумагопластика. Игрушка «Заяц». Коллективная работа композиция «На полянке». Бумагопластика. Игрушка «Лягушка». Изготовление сувениров к праздникам. Новогодняя «Звезда - снежинка». Всего часов 1 2 2 2 2 2 Коллективная работа. Игрушки для ёлки своими руками. 3 Оригами. «Бульдог». 2 Оригами «Белка». 2 1920. 2122. 2324. 25. 2627. 2829. 3031. 3234. Оригами. «Шишка». 2 Оригами. «Петрушка». 2 Восьмерка из модуля «конфетка на блине». Объёмные круги из цветов. Оригами. Букет из ромашек. 2 Бумагопластика. Букет из ромашек. 2 Бумагопластика. Игрушки из цилиндров. 2 Изготовление сувениров к праздникам. Торцевание на пластилине «Цветы». 2 Коллективные работы. Мозаика из модулей. 3 Итого: 1 34 ч. 4 класс № п/п 1. 2. 3-4. 5. 6. 710. 1114. 1516. 1718. 1922. 2325. 2627. 2829. 3032. 3334. Тема занятия Всего часов Инструменты и материалы. Правила техники безопасности (беседа, викторина, игра) Торцевание и гофротрубочки. Инструменты и материалы, приёмы изготовления гофротрубочек. Торцевание и гофротрубочки. Композиция «Солнышко». История развития модульного оригами. Азбука модульного оригами (инструменты, выбор бумаги, размер бумаги для модулей). Базовая форма модульного оригами «Треугольный модуль». Соединение модулей. Модульное оригами. Композиция «Зайка – модница». Изготовление сувениров к праздникам. Ёлочные игрушки «Апельсин», «Яблоко», «Клубничка» в технике модульного оригами. История возникновения техники квиллинг. Приёмы работы с бумагой в технике квиллинг. Торцевание и гофротрубочки. Панно «Рождественская звезда». 1 1 2 1 1 4 4 2 2 Модульное оригами. Композиция «Птенчик» 4 Изготовление сувениров к праздникам. Модульное оригами «Подснежники в вазе». 3 Коллективная работа Композиция «Павлин». 2 Квилинг. Композиция «Подсолнухи». 2 Коллективная работа. «Круговая мозаика». 3 Презентация- выставка своих работ. Итого: 34 ч.