Программа внеурочной деятельности Удивительный мир книги

I.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе
авторской программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4
классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2012.).
Данная программа способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия по этой программе поможет решать задачи
эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а
также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд,
и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности
заключаются в преемственности с основным курсом литературного чтения, что позволяет
проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению
читательского опыта младшего школьника.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями
(познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими
умениями.
Программа курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и
заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию
культуры и литературы народов других стран.
Рабочая программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития
интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Каждое занятие включает работу по формированию читательских интересов и
расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется
нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого
использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений
классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и
живописцев.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят
начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и
эрудицию.
Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства
учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных,
познавательных и регулятивных учебных умений.






Задачи программы:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего
литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других
стран;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
развивать память, внимание, воображение.
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и
применения их в самостоятельной читательской деятельности

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и
Примерной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
• Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу,
своему краю; служение Отечеству.
• Ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость,
забота о старших и младших; толерантность.
• Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение
к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и
настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа;
экологическое сознание.
• Ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое
развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие
личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Срок реализации программы «Удивительный мир книг»:
1-й год обучения (1 класс и 2 класс) : 7 – 8 лет.
2-й год обучения: 8– 9 лет.
3-й год обучения: 9 – 10 лет.

Режим занятий:
1 год обучения – 1 час в неделю (33 ч.) – по 35 минут.
2 год обучения – 1 час в неделю (34 ч.) – по 40 минут.
3 год обучения – 1 час в неделю (34 ч.) – по 40 минут.

II.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия
и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
• публичные выступления ребёнка;
• участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
• иллюстрирование, выразительное чтение;
• сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
• решение риторических задач;

• знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное
время);
• конкурсов чтецов и рассказчиков, конкурса «Лучший читательский дневник» среди
учащихся.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
III.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
«Удивительный мир книг»

В результате освоении программы в 1 год обучения (1 класс и 2 класс) «Удивительный
мир книг» формируются следующие
Личностные результаты:
 Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей;
 Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
 Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами является формирование УУД.
Регулятивные умения:
 Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
 Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
 Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
 Проговаривать последовательность действий на уроке;
 Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные учебные умения:
 Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
 Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 Ориентироваться в мире книг;
 Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в
словаре;
 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.

Коммуникативные учебные умения:
 Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
 Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома;
 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 Слушать и понимать речь других;
 Выразительно читать и пересказывать текст;
 Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения
общения и следовать им;
 Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результатами является сформированность следующих умений:

















Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие
из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
Делить текст на части;
Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
Размышлять о характере и поступках героя;
Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,
скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные
приметы;
Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные,
герои-помощники, нейтральные персонажи);
Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

В результате освоении программы в 3 классе «Удивительный мир книг» формируются
следующие
Личностные результаты:



Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;







Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами является формирование УУД.
Познавательные УУД:




Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.

Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
Регулятивные УУД:




Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД:






Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:
 Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
 Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
 Понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие
из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
 Делить текст на части;
 Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
 Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
 Размышлять о характере и поступках героя;
 Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,
скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
 Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные
приметы;
 Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные,
герои-помощники, нейтральные персонажи);



Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Удивительный мир книг» 4 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:





понимание литературного чтения как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное
отношение к русской литературе, гордость за неё; потребность сохранить русскую
литературу как явления национальной культуры;
достаточный
объем
словарного
запаса
и
усвоенных
лексических,
фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения.

Учащийся получит возможность для формирования:

понимания литературного чтения как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

осознания эстетической ценности литературного чтения; уважительное отношение
к русской литературе, гордость за неё; потребности сохранить русскую литературу
как
явления
национальной
культуры;
стремления
к
речевому
самосовершенствованию;

достаточный
объем
словарного
запаса
и
усвоенных
лексических,
фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;

выраженной познавательной мотивации.
Метапредметные универсальные учебные действия:


Регулятивные УУД
Учащийся научится:












работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;



различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:








проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных художественных языковых
средств;
самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Познавательные УУД
Учащийся научится:

прогнозировать











содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата

книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
высказываться в устной и письменной форме;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

самостоятельно определять цели







своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения
проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно
ориентированной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;




оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД
Учащийся сможет:

участвовать














в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами,
проектами.

Учащийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать








свою позицию;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владеть разными видами монолога и диалога;
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; оценивать
свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами, проектами.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу года:

Самостоятельно проявлять интерес к книге, расширять читательский кругозор;

Уметь работать с книгой;

Уметь работать с текстом;











Самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать
детские книги;
Уметь воспринимать вовзаимосвязи произведения фольклора и авторской
литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих
разные типы повествования: прозу, поэзию;
Овладеть минимально необходимой для самостоятельного чтения техникой.
Использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и
титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
Определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после
просмотра оглавления;
Пользоваться сносками и примечаниями книги;
Отвечать на типовые вопросы о книге;
Составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

IV. Содержание программы по внеурочной деятельности
«Удивительный мир книг»
№

Название раздела

Здравствуй, книга!
Обогащение
читательского опыта.
Периодические издания
для детей
По страницам любимых
книг
Детские справочники и
энциклопедии
Резерв
Итого:

1-ый
год 3 класс
обучения (1
класс и 2
класс)
7
4
23
23

4 класс

-

3

-

3

3

7

-

-

3

33

1
34

1
34

23

1-ый год обучения (1 полугодие – 1 класс)
Здравствуй, книга!(2 ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление).
Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о
книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам
и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в
библиотеке.
Обогащение читательского опыта (14 ч.)
Книги о Родине и родной природе (2ч.)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение
или слушание).
Писатели детям (3ч.)
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина,
С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (1ч.)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными
произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Г. Сутеева (1ч.)
Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (1ч.)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (1ч.)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (1ч.)
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (1ч.)
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных
изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание
и чтение отдельных историй.
Книги - сборники стихотворений для детей (1ч.)
тихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт
произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (1ч.)
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк
«Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй»
и др.)
Книги о животных (1ч.)
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и
главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.

1-ый год обучения (2 полугодие – 2 класс)
Здравствуй, книга! (5 ч.)
Здравствуй, книга! (3ч.)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной
книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2ч.)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с
каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».Игра «Я — библиотекарь».
Обогащение читательского опыта (9 ч.)
Книги о твоих ровесниках (2ч.)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носоваи других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова«Таня и Юсник» или В. Крапивина
«Брат, которому семь лет».
Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детскихгазет и журналов. Детские
журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о
детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (1ч.)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (1ч.)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной
книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (1ч.)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (2ч.)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов другихстран. Справочный аппарат
книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народнаясказка «Снегурочка», японская
народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (1ч.)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал своюРодину. Жанры произведений
о семье: стихотворения, пословицы,сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведенийо семье по учебнику или
наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказыо семье», «Пословицы о
семье», «Стихотворения о семье». Рукописнаякнига «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (1ч.)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями ВеликойОтечественной войны, которые
живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом
слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания,
рисунки.
По страницам любимых книг (3ч.)
По страницам любимых книг(3 ч.)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам
героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Основные виды учебной деятельности:
• знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
• ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при
надлежности в открытом библиотечном фонде);
• пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
• заполнять каталожную карточку;
• систематизировать книги по авторской принадлежности;
• составлять список прочитанных книг;
• выделять особенности учебной книги;
• работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
• аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
• классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
• находить книгу в открытом библиотечном фонде;
• выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
• сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
• формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
• характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

•
•
•
•
•

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

3 класс
Здравствуй, книга! (4 ч.)
История книги. Библиотеки (4 ч.)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура
читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожнаякарточка. Игра «Обслужи
одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
Обогащение читательского опыта. (23 ч.)
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3ч.)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная
дочь крестьянская», А. Платонов «Умнаявнучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы(3ч.)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:титульный лист, аннотация,
оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3ч.)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (2ч.)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работав группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детскойлитературы (4ч.)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульныйлист, аннотация,
иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление,
перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедиейА. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3ч.)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунскийи др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева
«Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2ч.)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежныхписателях (работа в группах).
Переводчики книг.
Книги о детях войны (3ч.)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания,
слушание отдельных глав. Аппарат книги,иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги
памяти».
Периодические издания для детей (3 ч.)
Периодические издания для детей (3 ч.)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газети журналов. Издатели газет и
журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пятьуглов», «Чудеса планеты
Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
По страницам любимых книг (3 ч.)
По страницам любимых книг(3 ч.)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Основные виды учебной деятельности:
• работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
• сравнивать басни по структуре и сюжету;
• выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или
открытого библиотечного фонда;
• собирать информацию для библиографической справки об авторе;
• составлять таблицу жанров произведений писателя;
• выполнять поисковую работу по проекту;
• презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
• готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
• находить по каталогу нужную книгу;
• заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
• писать отзыв о книге или героях книги;
• пользоваться библиографическим справочником;
• рассматривать и читать детские газеты и журналы;
• находить нужную информацию в газетах и журналах;
• собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

• готовить материал для классной и школьной газеты;
• пользоваться электронными газетами и журналами.

4 класс
Обогащение читательского опыта (23 ч.)
Страницы старины седой (4ч.)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»в стихотворной форме и
прозаической форме. Выставка книг.Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке.
Библейские предания: «Суд Соломона»,«Блудный сын».Экскурсия в типографию или книжный
магазин.
Крупицы народной мудрости (4ч.)
Сборники произведений фольклора.Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская
земля».Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о
героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами. Книга С. Алексеева
«Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В.
Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого
смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными
материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2ч.)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3ч.)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,М. Лермонтова, П. Ершова, В.
Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений(летопись «Вещий Олег» из
«Повести временных лет» и стихотворениеА.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная
деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4ч.)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книгпо структуре, изданиям, авторам
(работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочникии энциклопедии. Структура
энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказкинародов мира», «Стихи русских
поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, баснис «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3ч.)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,Х.К. Андерсена, Марка Твена, В.
Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составлениесписка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,А. Волкова. Конкурс-кроссворд
«Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Родные поэты (3ч.)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С.
Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
По страницам любимых книг (7 ч.)
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4ч.)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанраитемы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания обА.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимойкниге.
Мир книг (3ч.)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». ОчеркВ. Пескова «В гостях у СетонТомпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Детские справочники и энциклопедии (3 ч.)
Детские справочники и энциклопедии
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарьсинонимов, этимологический.
Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгахсправочниках.

Основные виды учебной деятельности:
• составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
• различать виды и типы книг;
• писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
• знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
• пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
• писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
• пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения
информации о писателе;
• составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
• задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
• выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
• собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры,
электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
• работать с детскими газетами и журналами.

V. Тематическое планирование программы по внеурочной деятельности
«Удивительный мир книг»
1-ый год обучения (1 полугодие – 1 класс) (33 ч.)
№
п/
п

Тема занятия

Здравствуй, книга (2 ч.)
1. Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.
2. Художественные книги. Больше форматная книга в типовом
оформлении (книга-произведение).
Обогащение читательского опыта (14 ч.)
Книги о Родине и родной природе.
3. Экскурсия в школьную библиотеку.
4. Книги о Родине и природе.
Писатели детям.
5. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
6. Книги-сборники писателей-классиков о детях
7. Книги о детях современных писателей.
Народная мудрость. Книги-сборники.
8. Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек,
скороговорок, считалок. Загадки о животных. Игры «Загадай
загадку», «Сочини загадку»
По страницам книг В. Г. Сутеева.
9. По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – проия).
Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева».
Сказки народов мира.
10 Народные сказки (цепочки). Книга-сказка. Большеформатные
.
книги с одним произведением. Инсценирование знакомых сказок.
Книги русских писателей-сказочников.
11 Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой
.
«Приключения Буратино». По страницам книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.
Детские писатели.
12 Книги С.Я. Маршака. Выставка книг. Книги-сборники
произведений К.И. Чуковского.
Сказки зарубежных писателей
13 Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий.

Формы д-ти

Беседа
Беседа, чтение
учителем

книг

Библиотечный урок
Конкурс стихов
Игровое занятие
Беседа-презентация
Устный журнал
Библиотечный урок

Творческая работа

Урок-спектакль

Просмотр
мультфильма

Устный журнал

Беседа, презентация
чтение книг учителем

Книги - сборники стихотворений для детей.
14 Стихотворения для детей. Книги-сборники.
Библиотечный урок
Дети – герои книг.
15 Дети-герои книг детских писателей. По страницам любимых книг. Устный журнал
Выставка книг.
Книги о животных
16 Книги В.В. Бианки. Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и Устный журнал
зайцы».

1 год обучения (2 полугодие – 2 класс)

№
Тема занятия
п/п
Здравствуй, книга! (5 ч.)
Здравствуй, книга.
1.
Роль книги в жизни человека.
2.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
3
Структура книги.
Книгочей – любитель чтения.
4
Экскурсия в библиотеку.
5
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.
Каталожная карточка.
Обогащение читательского опыта (9 ч.)
Книги о твоих ровесниках.
6
Выставка книг о детях. Структура книги.
7
Книги В. Драгунского. Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.
8
Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Пословицы. Темы
пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении.
Писатели-сказочники.
9
Писатели-сказочники. По страницам сказок Х. К. Андерсена.
Книги о детях.
10
Книги С. Михалкова. Книги о братьях наших меньших.
Старые добрые сказки.
11
Книги-сборники сказок народов мира.
12
Русская народная сказка «Снегурочка» и японская народная
сказка «Журушка»
Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
13
Книги о семье.
Защитникам Отечества посвящается.
14
Защитники Отечества в былинах и сказаниях. Книга А. Гайдара
«Сказка о Военной тайне…»
По страницам любимых книг (3ч.)
15
«Хвала книге»
16
Проект «Презентация любимых книг»
17
Итоговый тест. Летнее чтение.

Формы д-ти

Беседа
Библиотечный урок
Игровое занятие
Библиотечный урок
Библиотечный урок

Проект
Устный журнал
Урок –викторина

Библиотечный урок
Проект
Библиотечный урок

Беседа
Просмотр
и
обсуждение фильма
Библиотечный урок
Проект
Тест, беседа

3 класс (34 ч.)
№
п/п

Тема занятия

Формы д-ти

Здравствуй, книга! (4 ч.)
Здравствуй, книга.
1.
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
2.
Первые книги. Библия. Детская библия.
3.
Летописи. Рукописные книги.
4.
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров

Устный журнал
Беседа
Библиотечный урок
Беседа

Обогащение читательского опыта (25 ч.)
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.
5.
Волшебный мир сказок. Книга- сборник «Сказки А.С. Пушкина»
6.
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
7.
Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка»,

Урок викторина
Урок спектакль
Конкурс-кроссворд

братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.Платонов «Умная
внучка»). Конкурс – кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы.
8.
История басни. Басни Эзопа и И.Крылова. Аппарат книги-сборника. Библиотечный урок
9.
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н.Толстого. Сборники басен. Конкурс
чтения
басен
10.
Герои басен. Инсценирование басен.
Инсценирование
Книги о родной природе.
11.
Родные поэты.
Библиотечный урок
12.
Книги-сборники стихотворений Ф.Тютчева, А. Майкова, А.Фета, Конкурс стихов
Н.Некрасова.
13.
Проект «Краски и звуки поэтического слова».
Проект
Книги Л.Н. Толстого для детей.
14.
Книги Л. Н. Толстого для детей.
Устный журнал
15.
Л.Н.Толстой-сказочник и обработчик русских народных сказок.
Урок-викторина
Животные — герои детской литературы.
16.
Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная Библиотечный урок
карточка.
17.
Рассказы о животных А.Куприна. Аннотация к рассказу А.Куприна Чтение,обсуждение
«Ю-ю».
прочитанного прония
18.
Книга Дж.Лондона «Бурый волк» или «Волк».Переводчики рассказа. Беседа по прослуОтзыв.
шанномупроиз-ию
19.
Художники-иллюстраторы книг о животных.
Конкурс рисунков
Дети — герои книг.
20.
Дети-герои книг. Типы книг.
Библиотечный урок
21.
Книги-сборники произведений о детях.
Устный журнал
22.
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг- твоих Литературная игра
сверстниках».
Книги зарубежных писателей.
23.
Книги зарубежных писателей.
Беседа, презентация
24.
Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных Библиотечный урок
писателях.
Книги о детях войны.
25.
Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города». Аннотация. Чтение и обсуждениепрочитанного
про-ния
26.
Книга-сборник Л.Пантелеева «Новенькая».
Чтение и обсуждениепрочитанного
про-ния
27.
Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с Творческая работа
тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти».
Периодические издания для детей (3ч.)
Газеты и журналы для детей.
28.
Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» Обзор
детских
и др.
изданий
29.
Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал Обзор электронных
«Антошка» и др.
период-ких изданий
30.
Создание классной газеты «Книгочей».
Творческая работа
По страницам любимых книг (3ч.)

3132.
33.

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Библиотечный урок
Словарь книгочея.
Обобщающее занятие. Задание на лето.

4 класс (34 ч.)
№
Тема занятия

Форма работы

Обогащение читательского опыта (22 ч.)
Страницы старины седой(4 ч.)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.
1

2
3
4

Беседа,
устный
журнал
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Библиотечный урок
Руси.
Библия. Библейские предания.
Беседа
Творческая работа: история книги.
Творческая работа

Крупицынародноймудрости (4ч.)
Героические песни о героях России. Песня-слава.
5
Книга-сборник С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских
6
солдатах». Справочный материал об А.В.Суворове
Русь великая в произведениях фольклора.
7
День народного единства: презентация рукописной книги и
8
постеров (стендов) о героях России.
Мифы народов мира (2ч.)
Мифы народов мира. Книги-сборники.
9
Мифологические герои.
10

Русские писатели-сказочники (3ч.)
Мир сказок: сказки народные и авторские.
11
Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок
12
П.Ершова «Конек-Горбунок»
Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на
13
примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге»
А.С.Пушкина
«Книги, книги, книги…» (4ч.)
Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках.
14
Энциклопедии и книги-справочники. Книга. Элементы книги.
Справочный аппарат книги.

Библиотечный урок
Урок презентация

Устный журнал
Беседа
обсуждение
произведений

и

Урок –спектакль
Урок-викторина
Библиотечный урок

Практическая
работа
со
справочным
материалом
пользования Библиотечный урок

Библиотека.
Первые
библиотеки.
Правила
библиотекой. Экскурсия в библиотеку
Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.
16
Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские
17
баснописцы»
Книги о детях и для детей (3ч.)
Дети – герои книг писателей XIX века
18
Библиографические справки о Марке Твене, В.Гюго, Д.Мамине19
Сибиряке, А.Куприне и др.
Конкурс кроссворд «Писатели - фантасты». Аннотация на книгу20

15

Конкурс песни
Устный журнал

Урок-практикум
Проект

Устный журнал
Библиотечный урок
Конкурс-кроссворд

сборник писателей-классиков.
Родные поэты (3ч.)
Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура Библиотечный урок
21
книги.
Читаем и слушаем стихотворение о Родине А.С.Пушкина, Творческая работа
22
М.Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова и др.
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе»
Конкурс стихов
23
По страницам любимых книг (8 ч.)
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4ч.)
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.
24
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
25
Алексеевич Некрасов»
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об
26
А.П. Чехове».

Беседа
Урок –беседа

Чтение
и
обсуждение
прочитанного прония
Творческая работа: очерк о своей школе, о своем городе или Творческая работа
27
любимой книге.
Мир книг (3ч.)
Типы и виды книг.
Устный журнал
28
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Обзор
детских
29
Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». В. Бульванкер «От кота до изданий
кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги».
Урок - игра
30
Детские справочники и энциклопедии (3 ч.)
«Хранители слов» - словари. Выставка словарей. Игра-конкурс Беседа, конкурс
31
«Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия
Библиотечный урок
32
Игра «100 вопросов Почемучек» - практическая работа со Урок – практикум
справочной литературой.

33

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия,
1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев.
— М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.
Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика,
1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль,
«Академия развития», 2006

8.

9.
10.

Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству».
Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. –
«Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой
Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва,
«ВАКО», 2006


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».