Программа внеурочной деятельности Всё на свете интересно

Пояснительная записка
Данная программа является программой научно-технической
направленности и определяет социальное направление развития личности,
так как специфика внеурочной деятельности «Все на свете интересно»
состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер,
соединяет в равной мере научно-технические природоведческие, социальнообществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал
естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного
и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения программы «Все на свете интересно» в начальной
школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с
людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Значение программы внеурочной деятельности «Все на свете
интересно» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практических (научно-технических)-ориентированных знаний о
человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные
связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями
для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это
позволит
учащимся
освоить
основы
адекватного
природои
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной
среде. Поэтому данный кружок играет значительную роль в духовнонравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор
культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с
отечественными традициями духовности и нравственности.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной
деятельности «Все на свете интересно»
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной
жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к
истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и
социума.

- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка др.) как часть
культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания
человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви к России, народу, малой родине, а осознанном
желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной
национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового
государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания,
национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов
России от поколения к поколению и жизнеспособности российского
общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог
как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье
физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к
природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
людям.

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по программе
«Всё обо всём»
Программа внеурочной деятельности «Всё на свете интересно»
стимулирует любознательность младших школьников, способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию
активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная
деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников,
что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель программы: Создание условий для достижения учащимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для

многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от
учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей
активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с
формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на
социально
значимую
практическую
деятельность,
реализацию
добровольческих инициатив.
Задачи:
•
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в
избранной сфере внеурочной деятельности.
•
Развитие
творческого
мышления,
коммуникативности,
инициативности, самостоятельности, расширять общий кругозор.
•
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми.
•
Развитие позитивного отношения к базовым общественным
ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура;
•
Воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
•
Формирование у учащихся универсального умения ставить и
решать задачи.
•
Развивать у детей навыки самооценки и самоконтроля.
Принципы:
• Доступность, познавательность и наглядность;
• Учёт возрастных особенностей;
• Сочетание теоретических и практических форм деятельности;
• Психологическая комфортность.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности «Всё на свете интересно»
предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к
внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все
занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков
основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям
СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, в
спортивном зале, на улице.
Методы и приёмы организации деятельности ориентированы на
усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на
развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной
активности детей.
Занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий
характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие

качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно
для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это
– внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и
мышление.
Здоровьесберегающая
организация
образовательного
процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям младшего школьника.
Подобная
реализация
программы
соответствует
возрастным
особенностям обучающихся, способствует созданию условий для
расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся
средствами познавательной деятельности.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном процессе
Программа внеурочной деятельности «Всё на свете интересно»
предназначена для обучающихся по программе ускоренного обучения 1(2)-4
классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1(2) класс — 33 часа в год, 3-4 классы - 34 часа в год.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на
протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и
систематизации полученных знаний и представлений обучающихся.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности
соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной
школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
выпускников
начальной
школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности
«Всё на свете интересно» является формирование:
- умения определять и высказывать под руководством учителя самые
простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
- учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам
решения новой задачи;
- ориентации на понимание причин успеха во внеучебной
деятельности, самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Метапредметными
результатами
программы
являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
- Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.
- Адекватная оценка предложений товарищей, родителей и других
людей.
- Высказывание своего предположения (версии) на основе работы с
иллюстрацией, работа по предложенному учителем плану.
- Постановка новых учебных задач совместно с учителем.
- Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

- Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения
действий, внесение необходимых корректив в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета.
- Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ.
- Строить сообщения в устной и письменной форме.
- Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений.
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях.
3. Коммуникативные УУД:
- Использование коммуникативных, прежде всего – речевых средств
для
решения
различных
коммуникативных
задач,
построение
монологического
сообщения,
владение
диалогической
формой
коммуникации.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Слушать и понимать речь других.
- Задавать вопросы.
- Допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в парах и малых группах.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение к полученным знаниям.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебно-тематический план (1 год обучения – 1(2) класс)
№ п/п

Разделы, темы

Всего, час

Количество часов
Аудиторные
Внеаудиторные

1.1.
1.2.

Человек и природа
Времена года.
Природа вокруг нас

16
3

4
-

12
3

4

-

4

1.3

Природа неживая и живая

5

-

5

1.4

Единство живого и неживого

1

1

-

1.5

Человек - часть природы

2

2

-

1.6

Тело человека

-

-

-

1.7

1

1

-

17
2

2
-

14
2

1

-

1

3

-

3

4

-

4

-

-

-

2

-

2

4

2

2

2.8.

Наша страна на карте и
глобусе
Человек и общество
Я - школьник.
Правила безопасной
жизнедеятельности
Моя Родина
Родной край – частица
Родины
Человек – член общества
Значение труда для человека
и общества
Наша Родина – Россия,
Российская Федерация
Страницы истории Отечества

1

-

1

2.9.

Страны и народы мира

-

-

-

Резерв

-

-

33 ч

6

1.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Итого

27

2. Учебно-тематический план (2 год реализации – 3 класс)
№ п/п

Разделы, темы

Всего, час

Количество часов
Аудиторные
Внеаудиторные

1.1.

Человек и природа
Времена года.

16
3

1
-

15
3

1.2.

Природа вокруг нас

4

-

4

1.3

Природа неживая и живая

4

-

4

1.4

Единство живого и неживого

1.5
1.6

Человек - часть природы
Тело человека

2
1

1

2
-

-

-

-

1.7

Наша страна на карте и
глобусе
Человек и общество
Я - школьник.
Правила безопасной
жизнедеятельности
Моя Родина
Родной край – частица
Родины
Человек – член общества
Значение труда для человека
и общества
Наша Родина – Россия,
Российская Федерация
Страницы истории Отечества
Страны и народы мира

2

-

2

18
1

8
1

10
-

1

-

1

3

-

3

4

2

2

1

-

1

1

-

1

4

4

-

2
1

1

2
-

-

-

-

1.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.

Резерв
Итого

34 ч

Характеристика деятельности обучающихся

Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времён года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его

здоровья.
Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные - дикорастущие растения.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.
Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Приводить примеры веществ, описывать их.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.
Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе (селе).
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.
Соотносить свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и пословицах.
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в

водоёмах и в системе водоснабжения своего края.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать
изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).
Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного
края.
Характеризовать (нa основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей
местности). Оценивать плодородие почвы своего края.
Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности).
Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на

примере своей местности).
Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).
Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать
способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.
Приводить примеры веществ.
Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы.
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.
Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма).
Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально -эстетического характера.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от со стояния природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.
Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при
несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Измерять температуру тела, вес и рост человека.
Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли.
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.
Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.
Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).
Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.
Сравнивать и различать разные формы водоёмов.
Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия.
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.

Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края.
Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Практическая работа: составлять режим дня в группах.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, своё место в классе и т. п.).
Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе.
Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге).
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с
родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города (села).
Оценивать уровень своего интереса, характер эмоционально-эстетического впечатления от увиденного.
Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.
Знакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага
среди флагов других стран).
Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России.
Находить в тексте учебника нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях и святынях Москвы, праздничных днях России.
Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с
религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города (села).
Оценивать личный вклад в подготовку и проведение праздника, свои впечатления от участия в нём.
Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословного древа семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье.
Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имен, и фамилий своей семьи (рода).
Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.
Осмысливать значение понятий: малая родина. Родина, Отечество, Отчизна.
Находить на карте России родной регион.
Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.

Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации.
Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия.
Рассказывать о праздничных днях России, готовить сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.
Наблюдать (в родном городе, крае) исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.
Представлять образ одного из выдающихся соотечественников как возможный пример для подражания.
Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично.

3. Содержание программы
Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет,
форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года,
снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,
гроза.
Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле . Земля — планета, общее представление о форме и
размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и
океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные
объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на
основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни
людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение и природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе,
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края,
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние человека на
природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 —3 примера
на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние
человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиции и религиозных воззрении разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура о6щ ения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство
семьи. Родословная, Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, сов местная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
15

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта,
телеграф, телефон, электронная почта, аудио - и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса,
Интернет. Избирательность при пользовании средства ми массовой
информации в целях сохранения духовно -нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Го сударственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Святыни Москвы — святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города
Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня
памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация, Картины
быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории
и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
религий на Земле, Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрас тными
особенностями): название, расположение на политической карте, столица,
главные достопримечательности.
16

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг
каждого человека.

Требования к знаниям и умениям, которые смогут приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Всё на свете интересно»обучающиеся
будут иметь возможность узнать:
- Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий.
Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда
и ребуса.
- Правила поведения на дороге, в транспорте.
- Современные профессии, профессии своих родителей.
- Историю Российского государства, отдельных её городов.
Героические события прошлого нашей страны. Происхождение некоторых
сооружений, памятников и культурно-развлекательных центров родного
города.
- Основные геометрическими понятия и базовые формы оригами.
- Историю материальной культуры разных стран и народов.
- Строение вселенной, расположение и движение объектов на звездном
небе, влияние небесных объектов на Землю.
- Разнообразие декоративно-прикладного творчества России.
Ожидаемые результаты:
 Развитие познавательного интереса детей.
 Выработка навыков учебного труда.
 Повышение роли книги в жизни детей.
 Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
 Повышение культуры поведения.
 Активное участие детей в жизни класса, школы.
 Раскрытие творческих способностей и талантов детей.
 Приучение детей к труду.
 Добросовестное отношение к выполнению поручений.
17

Самооценка своего труда.
 Оценивание труда товарищей.
 Овладение учащимися навыками самообслуживания.
 Душевное и физическое оздоровление детей.
 Познание своего родного края.
 Участие в общественно – полезной деятельности.
 Улучшение качественных показателей здоровья детей.
 Соблюдение режима дня.
 Воспитание чувства любви к Родине.
 Проявление интереса к истории родного края.
 Сформированное чувство патриотизма.
 Повышение уровня воспитанности.
 Участие во внеклассной деятельности школы.
 Умение чередовать труд и отдых.
 Проявление инициативы при проведении мероприятий.
 Сформировать жизненную позицию ребёнка,
 Соблюдение ПДД.
 Формирование чувства чести рода, семьи.
 Осознание детьми ответственности перед своей семьей.
 Укрепление связей семьи и школы.
 Повышение уровня воспитанности.
В результате реализации программы внеурочной деятельности «Всё на
свете интересно»у обучающихся формируется отношение к самому себе,
отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему
миру. Дети будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность,
соблюдение
порядка,
любознательность, любовь к прекрасному.


Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов
для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования
творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу
«портфолио».
Организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов
освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать
формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося,
а также будет способствовать процессу обучения в командном
сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым
участником деятельности.
18

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Могут
быть использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие
друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и
самооценка, наблюдения, викторины, КВНы, ролевые игры, школьная
научно-практическая конференция).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов
освоения программы:
1 год обучения: опросные листы, тесты, беседы.
2-4 год обучения: тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие
проекты, конкурсы, выставки.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный
фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного
предложения».
Пример. Раздел «Россия – Родина моя»: «Столица нашей родины – это
… (Москва).
По итогам прохождения материала каждого года обучения - тестовый
итоговый контроль.
Самоконтроль: 1 год обучения учитель (или родители), а во 2 классе,
когда дети научатся писать, им предлагаются Листы самооценки «Мои
достижения». Основными задачами их введения являются:
• развитие познавательных интересов, обучающихся;
• создание ситуации успеха для каждого ученика;
• повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
• максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей
каждого ребёнка;
• приобретение навыков саморефлексии.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической
информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при
подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные
представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в
семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической
информацией по курсу,
умение систематизировать и подбирать
необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь
представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в
конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией
по курсу, умение анализировать литературные источники и данные
исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы
19

исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно
принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную
информацию на практике.

20

Описание материально- технического обеспечения
образовательного процесса
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.

Наименование объектов и средств материально- Количество
технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерные программы по учебным предметам.
Начальная школа. В 2 ч. Ч 1. - 4- изд., перераб. – М.:
1
Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам.
Начальная школа. В 2 ч. Ч 2. – 3- изд., перераб. – М.:
1
Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Плешаков А.А. М.Ю. Новицкая. Окружающий мир.
Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1.

8

Плешаков А.А. М.Ю. Новицкая. Окружающий мир.
Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2.

8

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1
класс, 2011 г.

7

2. Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого
содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания (природные
сообщества леса, луга, болото, озера и т.п.).

10.

Д

Д
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.
Д
Географические настенные карты.

11.

4. Технические средства обучения
Классная доска.

12.

Магнитофон.

13.

Мультимедийный проектор.

14.

Экспозиционный экран

15.

Компьютер.

16.

Принтер лазерный.

17.

Д

Портреты выдающихся людей России (писателей, поэтов,
композиторов)

9.

Д

Д
Д
Д
Д
1
1

5. Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения
(фрагменты музыкальных произведений, записи голосов,
Д
птиц и др.)
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
21

18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.

26.

Термометр для измерения температуры воздуха.
Часы с синхронизированными стрелками.
Муляжи фруктов.
7. Натуральные объекты
Коллекция полезных ископаемых (гранит)
Живые объекты (комнатные растения)

8. Игры и игрушки
Настольно-печатные игры.

Д
Д
Д
Д
Д
Комплект из 10 штук

9. Оборудование класса
Шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий и пр.
Тумбы для хранения дидактических материалов,
пособий и пр.
Настенные стенды для вывешивания иллюстративного
материала.

22

4
2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».