Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство (ускоренное обучение)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне
начального общего образования составлена на основе «Требований к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования.
Цель преподавания предмета
«Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной
культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения
начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития
творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на
развитие духовной культуры учащихся, формирование активной
эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям
искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в
жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида
визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных):
начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое
внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию
произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений
детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с
позиций выраженного в них содержания, художественных средств
выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий
характер.
Важнейшей задачей является формирование активного,
ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты
человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы
как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного
времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с
многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материалов. Практическая
художественно-творческая
деятельность
занимает
приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений
искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе
практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая

программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—
10 лет. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в
индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования
навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Рабочая программа ускоренного обучения по индивидуальному
учебному плану 1(2) – 4 классов учебного предмета «Изобразительное
искусство» составлена на основе УМК «Школа России». Содержание
реализуется с помощью учебников: Изобразительное искусство. Ты
изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л. А. Неменская,
А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Н.А.Лепская, М.Т.Ломоносова, О.В.Островская;
под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2020;
Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л. А. Неменская,
А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Н.А.Лепская, М.Т.Ломоносова, О.В.Островская;
под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2020.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
начального
общего
образования
учебный
предмет
«Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и
является
обязательным
для
изучения.
Содержание
предмета
«Изобразительное искусство» структурировано как система тематических
модулей и входит в учебный план 1(2)—4 классов программы начального
общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение
содержания всех модулей в 1(2)—4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета
«Изобразительное искусство» в 1 (2) классе – 0,5 часа (8 часов в первом
классе, 16 учебных недель и 8 часов во 2 классе, 17 учебных недель). В 3-4
классе – 1 час.
Справившись с освоением программы в ускоренном режиме, младшие
школьники на втором и третьем году обучения, проходят программу 3 и 4
классов (1—4). Это позволит формировать основные предметные и
метапредметные компетенции младших школьников и достичь
качественных результатов образования.
Сокращение часов программного материала происходит за счет
уплотнения программы/объединения тем, а также изучение содержания
обязательной части программы за счет курса внеурочной деятельности
«Творческий калейдоскоп».

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 год обучения (1 полугодие 1 класс)
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или
горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для
линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие навыка
видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте.
Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти,
бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с
каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые
состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная
техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие
воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (например, черепашки, ёжика,
зайчика). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных
народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская
игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания,
закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях
урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие
объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в
предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в
круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением бабочки по
представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская
игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания
бумаги и аппликации.
Оригами – создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире
(по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и
вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного
города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и
предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное
состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения
В. М. Васнецова и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих практических задач – установок

наблюдения. Ассоциации из личного опыта обучающихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких
зрительных впечатлений.
Обсуждение
в
условиях
урока
ученических
фотографий,
соответствующих изучаемой теме.
1 год обучения (2 полугодие 2 класс)
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для
линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки – особенности и выразительные свойства графических
материалов, приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на
плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и
движение.
Пропорции – соотношение частей и целого. Развитие аналитических
навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе
рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе
бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета.
Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение
внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его
характера. Рассматривание графических произведений анималистического
жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и
получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и
движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
Цвет тёплый и холодный – цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с
помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная
выразительность цветовых состояний и отношений.
Цвет открытый – звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная
выразительность цвета.

Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды
и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря,
ветер – по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером
(образ мужской или женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина или глины игрушки – сказочного животного по
мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская
игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору
учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с
традициями промысла.
Лепка животных (например, кошки, собаки, медвежонка) с передачей
характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её
преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина
тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока),
например, снежинки, паутинки, росы на листьях. Ассоциативное
сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства (например, кружево, вышивка, ювелирные изделия).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.
Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов. Декоративные
изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские,
дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом
местных художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные
народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в
жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные
варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование
пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе
сворачивания геометрических тел – параллелепипедов разной высоты,
цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и
складывание полоски бумаги (например, гармошкой). Образ здания.
Памятники отечественной архитектуры с ярко выраженным характером

здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа
(иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства».
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей,
анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с
рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства
(например, кружево, шитьё, резьба и роспись).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового
состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, Н. П.
Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике
(например, произведений В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина) и в скульптуре
(произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их
пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики».
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint
или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими
фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в
программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка,
ластик, заливка и другие) в программе Paint на основе простых сюжетов
(например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на
основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в
синей ночи», «Перо жар-птицы»).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб.
Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.
2 год обучения (3 класс)
Модуль «Графика»
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по
выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения
и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги.

Поздравительная
открытка.
Открытка-пожелание.
Композиция
открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки
или аппликация.
Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения.
Особенности композиции плаката.
Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе
наблюдений и фотографий архитектурных достопримечательностей своего
города.
Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин.
Изображение
лица
человека.
Строение,
пропорции,
взаиморасположение частей лица.
Эскиз маски для маскарада: изображение лица – маски персонажа с ярко
выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги.
Модуль «Живопись»
Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши или
карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре:
эскиз занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом
(сказка по выбору).
Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной
бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации.
Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению.
«Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих личность
обучающегося.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор
для изображения времени года, времени дня, характера погоды и
особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и
состояние неба в изображении.
Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру.
Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его
личности с использованием выразительных возможностей композиционного
размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица,
характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в
композицию дополнительных предметов.
Модуль «Скульптура»
Создание игрушки из подручного нехудожественного материала,
придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из
бумаги, ниток или других материалов).
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или
создание этого персонажа путём бумагопластики.

Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах
скульптуры (по сюжету изображения).
Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в
скульптуре. Работа с пластилином или глиной.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения
посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов
Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя).
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание
орнамента при помощи печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия
построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования
мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве.
Рассматривание павловопосадских платков.
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе, например,
ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для
цветов.
Модуль «Архитектура»
Зарисовки
исторических
памятников
и
архитектурных
достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по
памяти, на основе использования фотографий и образных представлений.
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости
(аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона,
пенопласта и других подручных материалов. Графический рисунок
(индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде
коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий
и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание
и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских
книг.
Восприятие объектов окружающего мира – архитектура, улицы города
или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности
(по выбору учителя), их значение в современном мире.
Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные
музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж,
Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных

искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи
и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные
художественные музеи (выбор музеев – за учителем). Осознание значимости
и увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как
событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом.
Виды пространственных искусств: виды определяются по назначению
произведений в жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве – в живописи, графике, скульптуре
– определяются предметом изображения; классификация и сравнение
содержания произведений сходного сюжета (например, портреты, пейзажи).
Представления
о
произведениях
крупнейших
отечественных
художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова,
В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского и других.
Представления
о
произведениях
крупнейших
отечественных
портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному
восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика),
разные направления и ритмы движения (например, собрались, разбежались,
догоняют, улетают). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть
простые силуэты машинок, птичек, облаков.
В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента
(паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с
поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого
раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же
элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом
графическом редакторе).
Совмещение с помощью графического редактора векторного
изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или
поздравительной открытки.
Редактирование фотографий в программе Picture Manager: изменение
яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот, отражение.
Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи
местные (по выбору учителя).
3 год обучения (4 класс)
Модуль «Графика»

Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера
изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и
тонального контрастов.
Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение
частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег, ходьба,
сидящая и стоящая фигуры.
Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и
сказаний разных народов.
Изображение города – тематическая графическая композиция;
использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника).
Модуль «Живопись»
Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных
композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).
Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с
разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет
матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или
автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной
культурной эпохи).
Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные
панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей
на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и
легендам.
Модуль «Скульптура»
Знакомство со скульптурными памятниками героям и защитникам
Отечества, героям Великой Отечественной войны и мемориальными
комплексами. Создание эскиза памятника ко Дню Победы в Великой
Отечественной войне. Работа с пластилином или глиной. Выражение
значительности, трагизма и победительной силы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и
назначению предмета, в художественной обработке которого он
применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в
орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде,
предметах быта и другие.
Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба
и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор
головных уборов и другие.
Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках
русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы.

Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и
обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды
разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий.
Женский и мужской костюмы в традициях разных народов.
Своеобразие одежды разных эпох и культур.
Модуль «Архитектура»
Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей
природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный
дом); изображение традиционных жилищ.
Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из
бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и
традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы,
функционального и декоративного в архитектуре традиционного жилого
деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек.
Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы,
закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего города,
собор как архитектурная доминанта.
Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных
народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм,
готический или романский собор, мечеть, пагода.
Освоение образа и структуры архитектурного пространства
древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный
собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.
Понимание значения для современных людей сохранения культурного
наследия.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, А. М. Васнецова, В.
И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я.
Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры.
Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да
Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя).
Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль,
Новгородский детинец, Псковский Кром, Казанский кремль (и другие с
учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских).
Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на
острове Кижи.
Художественная культура разных эпох и народов. Представления об
архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре
Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники

Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения
предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания
национальных культур в современном мире.
Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д.
Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли:
Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям
Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и
воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода,
перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкции традиционного крестьянского
деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства.
Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных
народов (например, юрта, каркасный дом, в том числе с учётом местных
традиций).
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур:
каменный православный собор, готический или романский собор, пагода,
мечеть.
Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур
или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение
различных фаз движения. Создание анимации схематического движения
человека (при соответствующих технических условиях).
Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две
фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранить
простое повторяющееся движение своего рисунка.
Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему
архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи
или этнокультурных традиций народов России.
Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по изобразительному
искусству на уровне начального общего образования достигаются в единстве

учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
 уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;
 ценностно-смысловые
ориентации и установки, отражающие
индивидуально-личностные позиции и социально значимые
личностные качества;
 духовно-нравственное развитие обучающихся;
 мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и
активному участию в социально значимой деятельности;
 позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к
произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение
обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной
в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном
искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе восприятия и
освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства
личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности,
приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры.
Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных
народов и красоты их эстетических идеалов. Коллективные творческие
работы создают условия для разных форм художественно-творческой
деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению
чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное
воспитание
является
стержнем
художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как
сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества.
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия
искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания.

Развитие творческих способностей способствует росту самосознания,
осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития
социально
значимых
отношений
обучающихся,
формирования
представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении
к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству,
культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как
эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит
это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии
своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки
исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий
культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию
действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое
воспитание
осуществляется
в
процессе
личной
художественно-творческой работы по освоению художественных материалов
и удовлетворения от создания реального, практического продукта.
Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая
инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также
умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять
коллективную работу – обязательные требования к определённым заданиям
по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения изобразительного искусства на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Пространственные представления и сенсорные способности:
 характеризовать форму предмета, конструкции;
 выявлять доминантные черты
(характерные особенности) в
визуальном образе;

сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
 находить ассоциативные связи между визуальными образами разных
форм и предметов;
 сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете,
конструкции;
 анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и
предметов между собой;
 обобщать форму составной конструкции;
 выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в
изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
 передавать обобщённый образ реальности при построении плоской
композиции;
 соотносить
тональные отношения (тёмное – светлое) в
пространственных и плоскостных объектах;
 выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых
отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 проявлять исследовательские, экспериментальные действия в
процессе
освоения
выразительных
свойств
различных
художественных материалов;
 проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять
исследовательские и
аналитические действия на основе
определённых учебных установок в процессе восприятия
произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов
детского художественного творчества;
 использовать
наблюдения для получения информации об
особенностях объектов и состояния природы, предметного мира
человека, городской среды;
 анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий
явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;
 формулировать
выводы,
соответствующие
эстетическим,
аналитическим и другим учебным установкам по результатам
проведённого наблюдения;


использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций;
 классифицировать
произведения
искусства
по
видам
и,
соответственно, по назначению в жизни людей;
 классифицировать произведения изобразительного искусства по
жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
 ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 использовать электронные образовательные ресурсы;
 уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
 выбирать источник для получения информации: поисковые системы
Интернета, цифровые электронные средства, справочники,
художественные альбомы и детские книги;
 анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, текстах,
таблицах и схемах;
 самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную
тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах,
электронных презентациях;
 осуществлять
виртуальные путешествия по архитектурным
памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
 соблюдать правила информационной безопасности при работе в
Интернете.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 понимать искусство в качестве особого языка общения –
межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
 вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное
отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои
суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого
явления;


находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих
позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной
деятельности;
 демонстрировать и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
 анализировать произведения детского художественного творчества с
позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей,
поставленной учителем;
 признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои
способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои
и других людей;
 взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы,
принимать цель совместной деятельности и строить действия по её
достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно относиться к своей задаче по достижению общего
результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
 внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем;
 соблюдать последовательность учебных действий при выполнении
задания;
 уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное
отношение к используемым материалам;
 соотносить
свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе (1 год обучения, 1 полугодие) обучающийся
получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических
материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.

Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на
основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт
обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения
рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с
натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного
расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в
своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы
товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с
позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его
выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные
представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё
мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов
смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (например, облака, камни, коряги,
формы плодов).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики – создания
объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные
примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий);
приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в
произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам:
растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни
людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных
народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки
или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической
художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и
оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура».
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем
мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать
особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город)
в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета
и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на
листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки
учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды
жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи (установки).

Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического
наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М.
Васнецова и других художников по выбору учителя), а также произведений с
ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В.
Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в
детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой
целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова
композиция в кадре.
К концу обучения во 2 классе (1 год обучения, 2 полугодие) обучающийся
получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими
художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых,
сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и
способу наложения линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации
изображения как необходимой композиционной основы выражения
содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин,
приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с
опорой на зрительские впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции
объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на
листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное
плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и
движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие
качества гуаши.

Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности
работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения
разных оттенков составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать
смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и
сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и
яркий, радостный; цвет мягкий, «глухой» и мрачный и другое.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния
погоды (например, туман, грозу) на основе изменения тонального звучания
цвета, приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер
(герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять,
какими художественными средствами удалось показать характер сказочных
персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных
художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки
игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в технике лепки
фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по
выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки
или с учётом местных промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с
разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения
цельной лепной формы и разного характера движения этой формы
(изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие
форм в природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления – узоры (например, капли,
снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев) –
с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё,
ювелирные изделия и другое).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента
кружева или вышивки на основе природных мотивов.

Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных
зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (по
выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки
или с учётом местных промыслов).
Приобретать
опыт
преобразования
бытовых
подручных
нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на
примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художниковиллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не только
соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа;
учиться понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют
особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных
былинных персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и
объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги
пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений
(по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их
пропорциональные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального
воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ,
домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской
книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по
своему характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки
зрения выражения в них содержания, настроения, расположения
изображения в листе, цвета и других средств художественной
выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений
природы, а также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного
анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной

организации (например, кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани,
чеканка).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений
отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И.
К. Айвазовского, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также
художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по
выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений
живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением
настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения
отечественных художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К.
Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по
выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в
программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических
фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или
орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и
техники – карандаш, кисточка, ластик, заливка и другие – и создавать
простые рисунки или композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании:
расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в
обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения (1-2 класс)
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
1 класс( 1
полугодие)

2 класс (2
полугодие)

Всего

1

Графика

2

2

2

Ты украшаешь

2

2

3

Ты строишь

2

2

4

Изображение, украшение, постройка
всегда помогают друг другу

2

2

5

Как и чем работает художник

2

2

6

Реальность и фантазия

2

2

7

О чем говорит искусство?

2

2

Как говорит искусство?

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

2

2

8

16

2 год обучения (3 класс)
Количество часов
Контр
ольны
е
работ
ы

Прак
тичес
кие
работ
ы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

№
п/
п

Наименование разделов и
тем программы

1

Введение

1

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892]]

2

Искусство в твоем доме

8

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892]]

3

Искусство на улицах твоего
города

8

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892]]

4

Художник и зрелище

7

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892]]

5

Художник и музей

10

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892]]

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Всего

34

0

0

3 год обучения (4 класс)
№
п/
п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

1

Введение

2

Истоки
родного
искусства

3

Древние
города нашей
земли

4

Каждый народ
– художник

5

Искусство
объединяет
народы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129e
a]

7

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129e
a]

11

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129e
a]

9

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129e
a]

6

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129e
a]

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения (1-2 класс)
№
п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Ритм линий. Выразительность линии. Художественные
материалы для линейного рисунка и их свойства.
Развитие навыков линейного рисунка. Пастель и мелки —
особенности и выразительные
свойства графических материалов, приёмы работы. Ритм пятен:
знакомство с основами композиции. Пропорции —
соотношение частей и целого. Развитие аналитических
навыков сравнения пропорций.

1

2.

Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета
на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение
частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под
предметом.
Штриховка.
Умение
внимательно
рассматривать и
анализировать форму натурного предмета. Рисунок животного
с активным выражением его характера. Аналитическое
рассматривание графики,
произведений, созданных в анималистическом жанре.
Цвета основные и составные. Развитие навыков
смешивания красок и получения нового цвета. Приёмы работы
гуашью. Разный характер мазков и
движений кистью. Акварель и её свойства. Акварельные
кисти. Приёмы
работы акварелью. Цвета тёплый и холодный (цветовой
контраст). Цвета тёмный и светлый (тональные отношения).
Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного
животного
по
мотивам
выбранного
народного
художественного промысла: филимоновская, дымковская,
каргопольская игрушки (и другие по выбору учителя с учётом
местных промыслов). Способ лепки в соответствии с
традициями промысла. Лепка из пластилина или глины
животных с передачей характерной пластики движения.
Соблюдение цельности формы, её преобразование и
добавление
детале.
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в
условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др.
Сопоставление с орнаментами в произведениях декоративноприкладного искусства (кружево,
вышивка, ювелирные изделия и т. д.). Рисунок
геометрического
орнамента
кружева
или вышивки.
Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной
аппликации.
Декор одежды человека. Разнообразие украшений.
Традиционные (исторические, народные) женские и мужские
украшения. Назначение украшений и их значение в жизни
людей.
Образ здания. Памятники отечественной и
западноевропейской архитектуры с ярко выраженным

1

3.

4.

5.

6.

7.

1

1

1

1

1

8.

9.

10.

11.
12.

13.
14.

15.
16.

характером здания. Рисунок дома для доброго и злого сказочных
персонажей (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания
детских работ. Восприятие орнаментальных произведений
декоративно- прикладного искусства (кружево, шитьё,
резьба по дереву, чеканка и др.).
Произведения живописи с активным выражением
цветового состояния в погоде. Произведения пейзажистов И.
И. Левитана, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. П.
Крымова
Произведения анималистического жанра в графике: В. В.
Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин.
Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций,
характера движений, пластики.
Наблюдение разнообразия архитектурных построек в
окружающем мире по фотографиям, обсуждение их
особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание
объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами
склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей,
использование приёмов симметрии.
Макетирование (или создание аппликации) пространственной
среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе
содержательных установок учителя в соответствии с
изучаемой темой. Знакомство с живописной картиной.
Обсуждение
произведений
с
ярко
выраженным
эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом.
Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других
художников (по выбору учителя).
Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на
фотографиях ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.

1

1

1

1
1

1
1

1
1

2 год обучения (3 класс)
№
п/
п

1

Количество часов
Тема урока

Изображение,
постройка,
украшения и
материалы:
знакомимся с
иллюстрациями и

Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a149
6ae

дизайном предметов

2

Твои игрушки:
создаем игрушки из
подручного
нехудожественного
материала и/или из
пластилина/глины

3

Посуда у тебя дома:
изображаем
орнаменты и эскизы
украшения посуды в
традициях народных
художественных
промыслов

4

Обои и шторы у
тебя дома: создаем
орнаменты для
обоев и штор

5

Орнаменты для
обоев и штор:
создаем орнаменты
в графическом
редакторе

1

6

Мамин платок:
создаем орнамент в
квадрате

1

7

Твои книжки:
создаем эскизы
обложки, заглавной
буквицы и
иллюстраций к
детской книге
сказок

1

8

Открытки: создаем
поздравительную
открытку

1

9

Труд художника для
твоего дома:
рассматриваем
работы художников
над предметами
быта

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a14a
932

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a14a
f2c

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a14b
166

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14c
d18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b
2c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149
4d8
https://m.edsoo.ru/8a14c
0e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149
29e

10

Памятники
архитектуры:
виртуальное
путешествие

11

Исторические и
архитектурные
памятники: рисуем
достопримечательно
сти города или села

12

Парки, скверы,
бульвары: создаем
эскиз макета
паркового
пространства

1

13

Ажурные ограды:
проектируем
декоративные
украшения в городе

1

14

Волшебные фонари:
создаем малые
архитектурные
формы для города
(фонари)

1

15

Витрины: создаем
витрины - малые
архитектурные
формы для города

1

16

Удивительный
транспорт: рисуем
или создаем в
бумагопластике
фантастический
транспорт

1

17

Труд художника на
улицах твоего
города: создаем
панно «Образ моего
города»

1

18

Художник в цирке:
рисуем на тему «В
цирке»

1

https://m.edsoo.ru/8a14a
19e

19

Художник в театре:

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a14c
35e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a14b
490

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b
6e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b
8e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b
a1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b
d46

Библиотека ЦОК

создаем эскиз
занавеса или
декораций сцены

https://m.edsoo.ru/8a14a
45a

20

Театр кукол:
создаем сказочного
персонажа из
пластилина или в
бумагопластике

21

Маска: создаем
маски сказочных
персонажей с
характерным
выражением лица

22

Афиша и плакат:
создаем эскиз
афиши к спектаклю
или фильму

23

Праздник в городе:
создаем
композицию
«Праздник в
городе»

1

24

Школьный
карнавал: украшаем
школу, проводим
выставку наших
работ

1

25

Музей в жизни
города: виртуальное
путешествие

1

26

Картина – особый
мир: восприятие
картин различных
жанров в музеях

1

27

Музеи искусства:
участвуем в
виртуальном
интерактивном
путешествии в
художественные
музеи

1

28

Картина-пейзаж:

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a14a
7f2

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a149
96a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a149
82a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a
626

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14c
71e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d
0d8
https://m.edsoo.ru/8a14c
a48

Библиотека ЦОК

рисуем пейзаж,
отображаем
состояние природы

https://m.edsoo.ru/8a149
c3a
https://m.edsoo.ru/8a14c
890

29

Картина-портрет:
рассматриваем
произведения
портретистов,
сочиняем рассказы к
портретам

1

30

Изображение
портрета: рисуем
портрет человека
красками

1

31

Картина-натюрморт:
рисуем натюрморт

1

32

Картины
исторические и
бытовые: создаем
композицию
историческую или
бытовую

1

33

Скульптура в музее
и на улице: лепим
эскиз парковой
скульптуры

1

34

Художественная
выставка:
организуем
художественную
выставку работ
обучающихся

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149
eb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149
abe

Библиотека ЦОК

34

https://m.edsoo.ru/8a14a
cca

0

0

3 год обучения (4 класс)
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Каждый народ строит,
украшает, изображает:
рассматриваем и
обсуждаем произведения
великих художников,
скульпторов, архитекторов

2

Пейзаж родной земли:
рисуем пейзаж по
правилам линейной и
воздушной перспективы
красками

1

3

Деревянный мир: создаем
макет избы из бумаги

1

4

Изображение избы:
рисуем и моделируем избу
в графическом редакторе

1

5

Деревня: создаем
коллективное панно
«Деревня»

1

6

Красота человека: создаем
портрет русской
красавицы (в
национальном костюме с
учетом этнокультурных
особенностей региона)

1

7

Красота человека:
изображаем фигуру
человека в национальном
костюме

8

Народные праздники:
создаем панно на тему
народных праздников

1

9

Родной угол: изображаем
и моделируем башни и

1

Контро
льные
работы

Практич
еские
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a1
4fe78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4d4ca
https://m.edsoo.ru/8a1
4dd4e
https://m.edsoo.ru/8a1
50e90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4f630

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
51070

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4eafa

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a1
4ec6c
https://m.edsoo.ru/8a1
4ede8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4e302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1

крепостные стены

4fcca

10

Родной край: создаем
макет «Древний город»

1

11

Древние соборы:
изображаем
древнерусский храм

1

12

Города Русской земли:
рисуем древнерусский
город или историческую
часть современного города

1

13

Древнерусские воинызащитники: рисуем героев
былин, древних легенд,
сказок

1

14

Великий Новгород:
знакомимся с
памятниками
древнерусского зодчества

1

15

Псков: знакомимся с
памятниками
древнерусского зодчества

1

16

Владимир и Суздаль:
знакомимся с
памятниками
древнерусского зодчества

1

17

Москва: знакомимся с
памятниками
древнерусского зодчества

1

18

Узорочье теремов:
выполняем зарисовки
народных орнаментов

1

19

Пир в теремных палатах:
выполняем творческую
работу «Пир в теремных
палатах»

1

20

Страна восходящего
солнца: изображаем
японский сад

1

21

Страна восходящего
солнца: изображаем
японок в национальной

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4f838

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4db64

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4d7b8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4ec6c
https://m.edsoo.ru/8a1
4e938

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a1
4f036

одежде и создаем панно
«Праздник в Японии»
22

Народы гор и степей:
моделируем юрту в
графическом редакторе

1

23

Народы гор и степей:
рисуем степной или
горный пейзаж с
традиционными
постройками

1

24

Города в пустыне: создаём
образ города в пустыне с
его архитектурными
особенностями

1

25

Древняя Эллада:
изображаем олимпийцев в
графике

26

Древняя Эллада: создаем
панно «Олимпийские игры
в Древней Греции»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4f270

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a1
51584

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a1
5074c

Библиотека ЦОК

27

Европейские города:
рисуем площадь
средневекового города

28

Многообразие
художественных культур в
мире: создаем
презентацию на тему
архитектуры, искусства
выбранной эпохи или
этнокультурных традиций
народов России

29

Материнство: изображаем
двойной портрет матери и
ребенка

1

30

Мудрость старости:
создаем живописный
портрет пожилого
человека

1

31

Сопереживание:

1

1

https://m.edsoo.ru/8a1
5088c
https://m.edsoo.ru/8a1
4faa4
https://m.edsoo.ru/8a1
50a80

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a1
51a7a
https://m.edsoo.ru/8a1
51318

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
5006c

выполняем тематическую
композицию
«Сопереживание»

32

Герои-защитники: создаем
презентацию памятника
героям и защитникам
Отечества, героям
Великой Отечественной
войны

33

Герои-защитники: лепим
из пластилина эскиз
памятника героям или
мемориального комплекса
ко Дню Победы в Великой
Отечественной войне

1

34

Юность и надежды:
создаем живописный
детский портрет

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
50cb0
https://m.edsoo.ru/8a1
4e4c4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4e6b8

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».